Одна из частых ошибок при продвижении личного бренда – игнорирование опыта конкурентов в своей отрасли. Много сил и времени уходит на «изобретение велосипеда», набиваются лишние шишки. Этого всего можно избежать или хотя бы минимизировать последствия, если регулярно проводить конкурентный мониторинг в сети. Каких результатов можно добиться с его помощью и как правильно его делать, читайте дальше.
Цели конкурентного мониторинга
Главная цель анализа конкурентов – выявление своих сильных сторон. Чаще всего они осознаются именно в сравнении с другими участниками рынка. Например, проанализировав страничку ближайшего прямого конкурента в одной из соцсетей, вы выяснили, что он слишком долго отвечает на сообщения клиентов. А вы стараетесь отвечать на каждое сообщение сразу после его получения. Чем не конкурентное преимущество?
Для каких еще целей подходит анализ конкурентов:
- Выявление репутационной окраски. По отзывам от их клиентов будет видно, положительная она или отрицательная. Анализ этой информации позволит избежать ошибок, которые допускают конкуренты.
- Оценка целевой аудитории. Вы узнаете, какой аудитории интересен ваш товар или услуга. Как она себя ведет, как реагирует на публикации, какой контент пользуется наибольшим спросом.
- Создание контент-плана. На начальном этапе можно смоделировать свой план контента, просмотрев публикации конкурента. В дальнейшем, собственный план дополняется и редактируется после анализа и оценки реакции аудитории на конкурентный контент.
- Понимание стратегии и концепции. Какова философия конкурентов, как они передают ее аудитории. Что рассказывает о себе конкурент подписчикам и в какой форме.
Важно! Проведя конкурентный анализ, вы поймете, стоит ли вам ориентироваться при продвижении на ту же целевую аудиторию или же выбрать другую. Подумаете о том, как вы можете использовать конкурентный опыт и что можете делать иначе.
5 шагов проведения мониторинга
Процесс проведения конкурентного анализа схож с первичным мониторингом личного бренда. Если проводить его регулярно, то вы не упустите важных изменений на рынке. Мониторить можно с помощью специальных систем – Google alerts, Brand analytics, Youscan и др. А также вручную — для этого достаточно сделать 5 несложных шагов.
Выбор конкурентов для анализа
Если только вы не выбрали чересчур узкую нишу, в которой совсем отсутствует конкуренция, то в сети, скорее всего, вы сможете найти очень много конкурентов. Кто-то только начинает продвигаться, а кто-то уже завоевал приличную часть рынка. Не нужно выбирать для мониторинга всех конкурентов. Достаточно выбрать для анализа 3-5 ближайших, прямых. Возможно, вы уже знаете, кто это. Если нет, то самое время их найти.
Сбор площадок для продвижения
Выбрав конкурентов, введите их фамилии и имена во всех поисковых системах. Посмотрите, какие их площадки выводятся в первых позициях поисковой выдачи. Занесите в таблицу адреса всех их аккаунтов в социальных сетях, блогов и персональных сайтов.
Самое важное, что вы должны посмотреть на каждой найденной площадке – как ваши коллеги себя позиционируют. Какова их общая концепция и философия. Также обратите внимание на ссылки из их профилей – куда они ведут, куда отправляется трафик с каждой площадки и какие призывы к действиям при этом используются. Это может быть основной сайт, посадочные страницы или отдельные статьи.
Анализ аудитории
На этом шаге анализируется вовлеченность и активность целевой аудитории. Что в лентах конкурентов вызывает наибольший отклик у подписчиков. Обязательно обращайте внимание на отзывы, которые они оставляют на площадках, и реакцию конкурента на обратную связь, особенно негативную.
Анализ контента
Внимательно просмотрите, что постят ваши коллеги в каждой социальной сети. Какой тип контента они размещают и как часто, есть ли в ленте «вирусные» посты.
Выводы
Собрав всю доступную информацию из открытых источников, вы составите свое представление о ситуации на рынке в вашей отрасли. Правильные выводы о поведении конкурентов, их сильных и слабых сторонах позволят вам выбрать нужную стратегию продвижения своего бренда.